Идет загрузка, пожалуйста, подождите...

 

Почему Россия неоднозначно относится к изменению климата

02/11/2019by adm0

Представления относительно климата: К сожалению, по мнению некоторых россиян, глобальное потепление - это не худшее явление

Первая из серии статей о влиянии глобального потепления на мир.

ПЕРВЫЕ пожары превратили сибирское небо в стену сплошного дыма, простирающуюся на тысячи километров. Затем пришла засуха, которая почти полностью осушила реку Лену, оставив лодки в грязи. В Якутии, ледяной республике на Дальнем Востоке России, было тяжелое лето. Добавьте к этому тот факт, что региональная столица Якутск стоит на территории, где активно происходит процесс потепления, таяния вечной мерзлоты. Это разрушает дороги и здания, и в конечном счете, климатическое бездействие становится трудно защищать. «Я прожила здесь всю свою жизнь, помню, какой была зима раньше и какая сейчас», - говорит мэр Якутска Сардана Авксентьева. «Я могу подтвердить, что глобальное потепление - это проблема».

Примерно в 1000 км (600 миль) к северу, на арктическом побережье республики, находится умирающий город Тикси, который будет являться исключением. С его «ледяной» точки зрения потепление пошло ему на пользу. В 1980 году минимальная протяженность арктического морского льда составляла 7,9 миллиона квадратных километров (3 миллиона квадратных миль), а в прошлом году - 4,6 метра. Таким образом, Северный морской путь (СМП) превратился в потенциальную глобальную судоходную артерию.

Правительство России обязалось направить около 735 миллиардов рублей (11 миллиардов долларов) в течение следующих шести лет на его развитие. Маршрут обещает сократить время доставки между Азией и Европой на несколько недель по сравнению с маршрутом по Суэцкому каналу, при этом Россия готова взять на себя значительную часть расходов на транспортировку груза. В Тикси появилась новая военная база. Она работает над портовым проектом стоимостью 2,5 миллиарда рублей.

Это противоречие между катастрофой и новыми возможностями сформировало очертания двусторонних дебатов об изменении климата, в котором источник выбросов углерода занимает четвёртое место в мире. Россия подписала, но не ратифицировала Парижское соглашение, что делает ее единственным крупным эмитентом выбросов вне пакта (хотя президент Дональд Трамп находится в процессе снятия ограничений с Америки). Это не только второй по величине производитель нефти и газа в мире вместе взятый, но и также это страна, обладающая замороженными льдами, побережьями и обширными малонаселенными внутренними районами, которые, как утверждают некоторые, могли бы дать толчок, вызвав последствие потепления на несколько градусов.

На арктическом форуме в 2017 году Владимир Путин назвал изменение климата «фактором, вселяющим оптимизм», добавив, что оно «создает более благоприятные условия для экономической активности в этом регионе». Однажды он пошутил, что изменение климата позволит россиянам меньше тратить на шубы.

Тем не менее, отрицательные стороны все труднее игнорировать, как сам В. Путин заявил на саммите G20 этим летом. Россия нагревается более чем в два раза быстрее, чем в среднем в мире, и сама переживает полный спектр бедствий, связанных с изменением климата. Министерство экономического развития ускорило разработку климатической политики. В разработке находится национальный план адаптации, а также разработаны законопроекты, вводящие налоги на выбросы углерода и другие механизмы регулирования выбросов парниковых газов.

В начале этого года основной промышленный отдел России перестал выступать против Парижского соглашения. Российские компании «понимали, что они теряют больше, оставаясь в стороне, чем присоединяясь», - говорит Михаил Юлкин, глава комитета лобби по климату и окружающей среде. Министр экономики Максим Орешкин сообщил «The Economist» , что ратификация находится в стадии разработки. По слухам, это может произойти этой осенью, хотя, вероятно, не вовремя Саммита ООН по борьбе с изменением климата, который начнется в Нью-Йорке 23 сентября.

Однако ратификация будет иметь минимальное практическое воздействие. Обязательство России по сокращению выбросов в соответствии с Парижским соглашением использует в качестве ориентира ее уровни в 1990 году - за год до краха советской тяжелой промышленности и спада в российской экономике. Это означает, что сокращение выбросов на 25-30%, чего Россия обязалась достичь к 2030 году, практически не требует сокращения по сравнению с сегодняшними менее промышленными уровнями (см. Диаграмму).

Граждане не оказывают большого давления и крайне лояльно относятся к данной проблеме. Только 55% населения России считают, что изменение климата вызывают люди, и эта доля за последнее десятилетие снизилась лишь ненамного. Изменение климата остается на периферии российского дискурса. Когда россиян попросили назвать основные проблемы, ухудшение состояния окружающей среды оказалось на девятом месте, при этом главные опасения вызывали такие темы как экономика и коррупция. Даже оппозиция России проигнорировала этот вопрос: официальная программа лидера оппозиции Алексея Навального не содержит ни единого упоминания об изменении климата. Хотя молодые люди тысячами вышли протестовать против коррупции, Аршак Макичян, 22-летний скрипач, основавший российское отделение «Пятницы во имя будущего», считает, что у движения в России всего 50–100 активных участников.

Лидеры России, в свою очередь, считают декарбонизацию слишком далекой перспективой, для того чтобы о ней заботиться. Собственный аналитический центр правительства считает, что глобальные выбросы углекислого газа не снизятся до 2040 года, и что мировой аппетит к российским углеводородам сохранится также надолго. «Убедить их, что в какой-то момент в будущем люди это не купят, невозможно, - говорит Георгий Сафонов, директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов при Высшей школе экономики в Москве. «Они заинтересованы в том, чтобы кто-то покупал это сейчас».

И если Россия действительно станет экологичнее, то это может быть не так, как хотелось бы западным экологам. У нее процветающая отечественная атомная промышленность и большой спрос иностранных заказов. В.Путин недавно раскритиковал ветряные турбины из-за того вреда, который они наносят птицам и, по его словам, червям. «Они трясутся, заставляя червей выходить из почвы», - сказал он. "Это не шутка."

Более высокие температуры могут дать перспективу более легкого доступа к богатству природных ресурсов, расширения зоны фермерских хозяйств, сокращения счетов за отопление зимой и платы за проезд по Северному морскому пути. Однако вряд ли эти преимущества очевидны. Количество судов, следующих по СМП, остается небольшым по сравнению с количеством судов, следующих по более устоявшимся маршрутам, таким как Суэцкий канал; раскрытие его потенциала потребует серьезных вложений. Хоть земля в более северных широтах и может стать культивируемой, но стоит понимать, что она будет дальше от сельскохозяйственных ноу-хау, инфраструктур и логистических сетей традиционных сельскохозяйственных регионов. Тем временем эти созданные сельскохозяйственные угодья должны будут приспособить посевы, которые они высаживают, и справляться с все более частыми засухами. ??? «Плохое будет, несмотря ни на что, а хорошее требует больших усилий», - говорит Владимир Катцов, директор Российской геофизической обсерватории имени Воейкова.

Случаи нестабильных погодных условий учащаются. В 2000 году метеорологическая служба России зафиксировала 141 «суровых погодных явлений», которые она определяет как интенсивные погодные условия - от засух до сильных ветров, - которые угрожают безопасности людей и могут нанести значительный экономический ущерб. В прошлом году их было 580.

Министерство окружающей среды предупреждает, что частые суровые погодные условия вызовут целый ряд тревожных последствий на огромной территории России. Современные инфекционные болезни будут распространяться, а старые могут вернуться, поскольку таяние вечной мерзлоты обнажает старые могильники. Инфраструктура Арктики рухнет по мере того, как почва станет мягче. В Якутске местные жители уже привыкли называть один наклонный девятиэтажный жилой дом, построенный на тающем льду, своей падающей башней Пизы. Внезапные наводнения, обрушившиеся на российский Дальний Восток в последние годы, станут более частыми. То же самое и с лесными пожарами, которые оказывают пагубное влияние на Сибири этим летом. «Природа подает нам небольшие сигналы, - говорит Авксентьева. России и всему миру было бы разумно прислушаться к зову природы.

adm

Оставить комментарий

119119, Москва, Ленинский проспект д. 42, Офис 21-06

Please wait, loading...

 

Why Russia is ambivalent about climate change

02/11/2019by adm0

Climate focus: Global warming is not all bad, some Russians unfortunately reckon

The first in a series of articles on the impact of global warming on the world

FIRST CAME fires that turned the Siberian skies into a wall of solid smoke stretching for thousands of kilometres. Then came a drought that sucked the Lena River nearly dry, leaving boats marooned in the mud. It has been an arduous summer in Yakutia, an icy republic in Russia’s far east. Add to that the fact that the regional capital, Yakutsk, stands upon thawing permafrost that warps roads and buildings, and climate inaction becomes hard to defend. “I’ve lived here my whole life, I remember what the winter used to be like, and what it’s like now,” Sardana Avksenteva, Yakutsk’s mayor, says. “I can confirm that global warming is a problem.”

Some 1,000km (600 miles) to the north, on the republic’s Arctic coast, the dying town of Tiksi would beg to differ. From its frozen vantage-point, warming has been a boon. In 1980 Arctic sea ice covered 7.9m square km (3m square miles) at its minimum extent, whereas last year that dipped to 4.6m. So the Northern Sea Route (NSR) has emerged as a potential global shipping artery.

The Russian government has pledged to direct some 735bn roubles ($11bn) over the next six years toward its development. The route holds the promise of cutting delivery times between Asia and Europe by weeks, compared with going by the Suez Canal—with Russia poised to take a healthy cut for helping the cargo through. Tiksi has seen a new military base go up. It is in the running for a 2.5bn-rouble port project.

This tension between catastrophe and opportunity has shaped the contours of the climate-change debate in the world’s fourth-largest carbon emitter. Russia has signed but has not ratified the Paris Agreement, making it the only major emitter outside the pact (though President Donald Trump is in the process of withdrawing America from its strictures). It is not only the world’s second-largest producer of oil and gas combined, it also possesses ice-locked coasts and a vast, underpopulated hinterland that, some argue, could use the boost brought by a few degrees of warming.

At an Arctic forum in 2017, Vladimir Putin called climate change a “factor that bolsters optimism”, adding that it “provides more favourable conditions for economic activity in this region”. He once quipped that climate change would enable Russians to spend less money on fur coats.

Yet the downsides are proving harder to ignore, as Mr Putin himself acknowledged at a G20 summit this summer. Russia is warming more than twice as rapidly as the world’s average rate, and is experiencing a full range of climate-change-connected calamities for itself. The Ministry of Economic Development has accelerated climate policymaking. A national adaptation plan is in the works, and bills introducing carbon taxes and other mechanisms to regulate greenhouse-gas emissions have also been drafted.

Earlier this year, Russia’s main industrial lobby dropped its opposition to the Paris Agreement. Russia’s companies “understood that they lose more by remaining on the sidelines than by joining,” says Mikhail Yulkin, head of the lobby’s climate-and-environment committee. The economy minister, Maxim Oreshkin, tells The Economist that ratification is in the works. Rumours say it may come this autumn, though probably not in time for the UN Climate Action Summit that opens in New York on September 23rd.

Ratification, though, will have minimal practical impact. Russia’s emission-reduction pledge for the Paris Agreement uses as a benchmark its levels in 1990—a year before the collapse of Soviet heavy industry and the downturn of the Russian economy. That sleight of hand means that cutting emissions by 25-30%, as Russia committed to achieve by 2030, requires virtually no reduction from today’s less industrial levels (see chart).

There is little pressure from the citizenry to do more. Only 55% of the Russian population believe that humans are causing climate change—a share that has dropped by only a little over the past decade. Climate change remains on the periphery of Russian discourse. The worsening state of the environment came in ninth place when Russians were asked to name their main concerns, whereas concerns about the economy and corruption dominated. Even Russia’s embattled opposition has ignored the issue: the official programme of Alexei Navalny, an opposition leader, does not contain a single mention of climate change. Though young people have come out by the thousands to protest against corruption, Arshak Makichyan, a 22-year-old violinist who launched the Russian branch of Fridays for the Future, reckons that the movement has just 50-100 active participants in Russia.

Russia’s leaders, in turn, see decarbonisation as a prospect too distant to care about. The government’s in-house think-tank reckons that global carbon-dioxide emissions will not decline until after 2040, and that the world’s appetite for Russia’s hydrocarbons will last that long too. “Convincing them that at some point in the future people won’t be buying this is impossible,” says Georgiy Safonov, director at the Centre for Environmental and Natural Resource Economics at Moscow’s Higher School of Economics. “They’re interested in the fact that someone’s buying it now.”

And if Russia does go greener, it may not be in a way that Western environmentalists will like. It has a flourishing domestic nuclear industry, and a well-padded foreign-order book. Mr Putin recently raised eyebrows with an attack on wind turbines over the harm they do to birds and, he said, worms. “They shake, causing worms to come out of the soil,” he said. “This is not a joke.”

Warmer temperatures may tantalise with the prospect of easier access to natural-resource wealth, an expanded farm belt, a reduced winter-heating bill and tolls from the Northern Sea Route. Yet those benefits are hardly certain. The number of ships taking the NSR remains a fraction of those taking more established paths, such as the Suez canal; tapping its potential will require serious investment. Though land in more northerly latitudes may become arable, it will be further from the agricultural knowhow, infrastructure and logistical networks of traditional farming regions. Those established farmlands, meanwhile, will have to adjust the crops they plant and cope with ever more frequent droughts. “The bad will be there no matter what, while the good requires major efforts,” says Vladimir Kattsov, director of Russia’s Voeikov Geophysical Observatory.

Unstable weather patterns are already on the rise. In 2000 Russia’s weather service recorded 141 “severe weather phenomena”, which it defines as intense weather conditions—from heatwaves to heavy winds—that threaten human safety and can cause significant economic damage. Last year there were 580.

Frequent severe weather will trigger an alarming array of consequences across Russia’s vast territory, its environment ministry warns. Modern-day infectious diseases will spread and ancient ones may make a return, as thawing permafrost exposes old burial sites. Arctic infrastructure will crumble as the ground becomes softer. In Yakutsk, locals have already taken to calling one tilting nine-storey apartment block built on the thawing ice their own leaning tower of Pisa. The flash floods that have devastated the Russian far east in recent years will become more common. So too will forest fires akin to the lung-scorching ones in Siberia this summer. “Nature is sending us little signals,” Ms Avksenteva says. Russia, and the world, would be wise to listen.

adm

Leave a Reply

Leninsky Prospect 42, Office # 21-06, Moscow, 119119